Игра со шрифтами

Илларион Гордон • 2011.11

Вашему вниманию предлагается письмо, написанное дизайнером Илларионом Гордоном в ответ на стандартную просьбу клиента «поиграть шрифтами». Письмо — о том, что ничто не случайно... И, наверное, надо всё же сказать, что принятым в конце концов оказался вот этот вариант.

Как это происходит?
Какие решения принимаются?
Каковы их последствия?

Итак, первый этап:

Прописные и/или строчные

Наша первая задача — выбрать, где будет или не будет стоять прописная буква

Очевидно, что использование прописной в начале подчёркивает то, что нам надо скрыть. Мы перестаём видеть два слова, вместо этого видим одно, что неприемлемо. Значит, наш путь — это вариант 1.

Этап номер два:

Какую категорию шрифта использовать?

Общая палитра приблизительно такая:

Начинаем перебирать варианты.

У нас есть применяемая на сайте антиква, но для логотипа этот классический вариант выглядит наименее привлекательно, по следующим причинам:

  • Предыдущая версия логотипа была набрана антиквой
  • Лигатура будет хуже читаться
  • Немного старомодно
  • От антиквы в логотипе стараются избавляться компании, которые хотят действительно сменить лицо. См. Apple Inc.

Хорошо, но почему не взять гротеск:

  • Гротест более технологичен, как бы лишён души (слегка)
  • Лого имеет шанс показаться надписью

Тут более или менее понятно:

  • Мы уже делали много акцидентных надписей и не сошлись во мнении.
  • Стандартные шрифты тут вообще не годятся, поэтому всё, что было произведено, было ручной работы.

Так, это уже интереснее, и вот почему:

  • Свойства антиквы, при этом свежесть гротеска
  • Слаб-серифы (как иначе называются брусковые шрифты) сейчас только начинают завоёвывать рынок, их мало, они востребованы и хорошо выглядят
  • Лигатура считывается прекрасно
  • Заметно отличие от всего остального массива текста

Что мы забыли?

Почему, например, не взять ленточную антикву? Скажем, для того, чтобы не выглядеть как шампунь. А курсив? Потому что строчной курсив в лого есть нелепица в нашем случае. Мы только что избавились от одного курсива, и сразу переходим к другому, только строчными буквами? Нет, это неверно.

Этап номер три!

Похоже, мы сошлись на слаб-серифе.
Какой возьмём?

Каждый дизайнер собирает коллекцию шрифтов, которые он использует. Если что-то ему кажется недостаточным, он идёт искать в интернете. Давайте посмотрим, что предлагает нам сайт myfonts.com по тэгу ‘slab’

Готовы? Поехали!

Вот перед нами первые 6 экранов брусковых шрифтов. Немного скролла, пожалуйста!

Уффф... Внимательно рассмотрели?

Как разобраться в этом месиве? Ну, мы действуем примерно так:

  • Убираем жирные и слишком светлые
  • Убираем игривые и прочие акцидентные
  • Лигатура должна присутствовать
  • Форма астериска тоже важна
  • На лигатуру fl не обращаем внимания, потом уберём
  • Любой шрифт с буквой а без верхней планки отпадает
  • Любой шрифт без строчных отпадает

Ну, ещё разок!

Их стало поменьше. Но всё же без скроллинга не обойтись. В этот раз комментарии прямо тут:

Этап номер четыре.

Волевое решение.
Парашютовский Центро.
Он же Agora Slab

Почему он? Давайте посмотрим внимательно:

Пятый этап.

А что не так?

Работаем с начертанием.

Что-что? Помедленнее, мы записываем

Шесть. Итого.

Скажите, вы всё ещё уверены, что мы
не поиграли со шрифтами?

Годы тренировки глаза и воспитания визуального вкуса — это то, что делает нас теми, кто мы есть. Дизайнерами. Типографиками. Автор данной презентации, например, работал на ниве шрифтостроения и леттеринга с 1996 года. Это довольно-таки давно, согласитесь.

Вы обратились к нам для того, чтобы поработать с профессионалами. Так вот, работа профессионалов отличается от работы любителей своей возможностью пропустить этап, где заказчик лихорадочно опрашивает публику, поскольку не уверен, что подрядчик хоть что-то сделал исходя из здравого смысла. Так вот, будьте уверены, мы только этим и руководствуемся.

Надеемся, этот краткий экскурс вам понравился. Хорошего дня!